В последнее время законодательная база по обращению с отходами быстро меняется. Мы не всегда успеваем вносить актуальную информацию на сайт. Обычно это происходит в течение недели. Поэтому, если вы хотите что-то уточнить, то напишите нам на почту: info@u-ra.org  – мы отвечаем в течение суток.

Краткое резюме существующего законодательства человеческим языком:

  • В российском законодательстве закреплен приоритет раздельного сбора и переработки отходов над их захоронением и сжиганием (п.2 ст.3 № 89 ФЗ «Об отходах производства и
    потребления»).
  • В ноябре 2017 года вышел перечень поручений Президента РФ в области обращения с отходами. Среди них есть поручения, суть которых сводится к следующему: создание отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами замкнутого цикла (включая их раздельный сбор и переработку), предусматривающей «целевые показатели ежегодного снижения объемов захоронения и увеличения объемов утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) для достижения уровня лучших мировых стандартов»;
  • поэтапное введение запрета на захоронение отходов без предварительной сортировки и переработки; проведение мероприятий, направленных на повышение экологической культуры и мотивации участия населения в раздельном сборе ТКО.

Все Жилищные объединения (ТСЖ, ЖСК и т.д.), а так же Управляющие компании, СНТ и иные организации, осуществляющие обслуживание территорий и жилых домов ИМЕЮТ ПРАВО организовать на своих территориях площадки для раздельного накопления вторичного сырья, что даёт им следующие возможности:

  • существенно экономить на вывозе смешанных ТКО (от 400 до 1000 рублей на одного жителя в год)
  • зарабатывать на сдаче вторичного сырья (примерно 100 рублей в год на человека)
  • удовлетворять потребность своих жителей на экологичный образ жизни.

 

Законодательные нормативы

Начиная с 1 января 2015 года раздельное накопление отходов является разрешённым видом деятельности, а с 1 января 2018 года  – не требует лицензирования.

ПП 505 (О правилах коммерческого учёта)

  • разрешает жителям выбрать, как им оплачивать свои ТКО — по фактически образованным объёмам, или по нормативу образования;
  • в случае, если УК или ТСЖ уже осуществляет раздельное накопление отходов, учёт возможен только по факту (то есть по объёму вывезенного).

http://docs.cntd.ru/document/420358237

 

С 1 января 2019 года все УК, ТСЖ, СНТ и иные организации, осуществляющие обслуживание территорий и жилых домов обязаны заключать договоры на вывоз ТКО только с РО. Исключения касаются некоторых регионов (например, Москвы). Контейнерные площадки в данном случае являются собственностью РО, который может установить на ней контейнеры для РСО, а может не делать этого.

ПП 1156 (Правила обращения с ТКО) указывает, что

  • накопление отходов от использования товаров может осуществляться путём организации стационарных и мобильных пунктов приёма отходов, в том числе через автоматические устройства для приёма отходов (п.22).

Для осуществления раздельного сбора выделено понятие Отходов Упаковки, которые могут собираться отдельно, вне контейнерной площадки. Такой пункт приёма может организовать ТСЖ (УК, СНТ и т.д.) на своей территории.

Вы имеете полное право организовать РСО на своей территории, так как вы являетесь производителем и собственником своих отходов.

УК, ТСЖ, СНТ и иные организации, осуществляющие обслуживание территорий и жилых домов имеют право заключить соглашение с отраслевым (не региональным) оператором (заготовителем) по обращению с отходами для раздельного накопления отходов вне контейнерных площадок.

http://docs.cntd.ru/document/420382731

Отходы в доходы

Проект по организации раздельного сбора отходов в домохозяйствах Москвы и Московской области